Адаптация ребенка к детскому саду

5 правил мягкой адаптации ребенка к детскому саду

Итак, наш первый «учебный год» в дошкольном образовательном учреждении подходит к концу. Хочу поделиться с вами соображениями на тему того, как же сделать так, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла как можно мягче.

Как водится, выражаю своё личное и профессиональное мнение, которое не претендует на истину в последней инстанции, но стремится стать пищей к размышлению.

Правило 1. Вдохните и выдохните сами

Немаловажную роль в адаптации ребёнка играет Ваш настрой. Если у Вас лично негативный опыт посещения ДОУ и Вы не видите смысла туда ходить, но родственники настояли или Вас не устраивает сад, в который дали путёвку, то ребёнок на 99% присоединится к Вам и устроит забастовку. Будет ярко сопротивляться идти туда или очень часто болеть, ещё что-нибудь придумает. Поэтому сперва решите для себя, оно Вам точно нужно?

Если выхода нет и Вы продумали все возможные варианты, тогда ищем способы настроить себя на лучшее. Ситуативные варианты саморегуляции: продышалась, прокричалась, проплакалась, прежде чем вести ребёнка. Поработала с психологом, поговорила с мужем, сама себе помогла. Чувствую спокойствие. Готова взять в свои руки адаптацию сына или дочери.

Напомню, если Вы начинаете ощущать дискомфорт от мысли про детский сад, то же будет происходить с вашим ребёнком.

Итак, Вы спокойно и взвешенно приняли решение о зачислении в детский сад и значит шаг номер один для мягкой адаптации сделан.

Правило 2. «Готовьте сани летом»

Подумать о том, что Ваш малыш когда-то пойдёт в детский сад нужно с самого рождения. Чтобы Ваш ребёнок в принципе был более адаптивен к жизни в разных её проявлениях, ему важна прочная и надежная привязанность со взрослым. Единственный тип привязанности, который можно назвать здоровым.

Ребёнок уверен, что родитель, мама, папа, другой близкий человек, придёт на помощь, когда потребуется. Малыш видит любовь мамы, знает, что большинство его инициатив найдёт поддержку. Именно при этих условиях он готов смелее идти в мир. Не устаю ссылаться на книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка». Прочтите и Вы поймёте глубже те вещи, о которых я говорю.

Кроме описанных выше уверенностей, с самого начала ребёнку важно организовать опыт общения с 3-4 близкими людьми, которые чередуясь, будут заботиться о новом члене семьи. Безусловно, в это число людей входят в первую очередь мама и папа. Кого подключить ещё – решать Вам: бабушки, дедушки, няня. Ребёнок в этом случае учится тому, что разные люди ведут себя с ним по-разному, он начинает к этому привыкать и приспосабливаться. Для того, чтобы ребёнок рос более адаптивным, ему нужна такая привязанность, которая именуется «множественной» к тем самым 3-4 людям.

Итак, шаг номер два сделан.

Правило 3. Выводите ребёнка в люди

До 3-4 лет Вашего ребёнка особо не будут интересовать другие дети, он ещё не захочет и не сможет выстроить с ними игровое взаимодействие. Поэтому детки в ясельных группах либо борются за внимание воспитателя, либо при освоенном умении играют сами по себе.

Для малышей в ясельной группе личный взрослый важнее сверстника!

Если необходимость отдать ребёнка в сад будет, делайте «прививку» детским коллективом. После года играйте в песочницах, гуляйте на детских площадках. Обращайте внимание на то, как Ваш малыш чувствует себя в окружении ровесников и детей постарше, что ему интересно. Пусть Ваш ребёнок знает, что в этом мире есть ещё дети, они бывают всякие.

Итак, шаг номер три для мягкой адаптации к детскому саду сделан.

Правило 4. Осваивайтесь в пространстве детского сада

Ещё до тех пор, как Вам предстоит зачисление, рассказывайте ребёнку о детском саде, что это, что там делают детки. Акцентируйте внимание на положительных моментах: играют, гуляют, рисуют. Зайдите на территорию и понаблюдайте за малышней, комментируйте происходящее. Когда вам «пришла повестка», то тут сам Бог велел, идти и методично осваивать уличное пространство детского сада. Внутрь здания вас вряд ли пустят, если в саду не работает специальная программа по адаптации «призывников». Как минимум месяц стоит устраивать экскурсии на территории будущего сада.

Итак, шаг номер четыре сделан.

Правило 5. Включайте все собственные ресурсы для поддержки малыша

Именно утро в саду раскрывает нас, как родителей. Насколько мы умеем творчески договориться, вдохновить, услышать ребёнка. Или же, пользуясь своим возрастным и силовым преимуществом, подавляем, игнорируем, заставляем. Очень Вас прошу, включите весь ресурс терпения и принятия.

Каждый день провожайте своего ребёнка в группу, сопровождая расставание эндорфиновым голосом. Армейский голос, жесткий и грозный только усугубит расставание, вызовет стресс и слёзы.

Первую неделю пребывание в саду будет всего пару часов в день, чтобы малыш потихоньку осваивался. Внимательно наблюдайте за ребенком. Спокойно реагируйте на излишнее возбуждение, помогайте его сбросить. Можете сами предварительно выпить пустырника или валерианочки.

Накануне вечером рассказывайте эндорфиновым голосом о том, как завтра дадут вкусную кашку, как будет возможность посмотреть игрушки на вон той полке, как вместе с детками и воспитателем будете делать поделку. Если потребуется, можно дать с собой ребёнку игрушку из дома, чтобы частичка «родного» была рядом.

Лично мой лайфхак: когда Варя говорила, что будет скучать, я сказала, что раскрою ей один секрет. Я показала пальчиком на область её сердца и сказала, что «я вот здесь. Я всегда рядышком. Если ей станет грустно, то стоит вспомнить, что мама тут». Мы и сейчас периодически про это вспоминаем.

Итак, шаг номер пять в направлении мягкой адаптации сделан.

В качестве заключения

Знаете, я искренне полагала, что частые болячки в детском саду от того, что малышам там психологически плохо. Первый год заставил меня частично опровергнуть эти домыслы. Варя пошла в сад прекрасно. Ни разу не плакала при расставании. Поэтому я и описала все пункты выше. Это то, как мы готовились к ДОУ. И это работает. Спустя пол года, как раз к 3 годам, ей стали интересны другие детки, она запомнила, кого как зовут, уже нашла подружек. Она приходит домой и рассказывает стишки, показывает упражнения из зарядки. И при всём при этом мы стабильно болели. Классически: неделю ходим, две — сидим на больничном. За весь учебный год 4 недели удалось выходить в январе и сейчас, в мае. Поэтому я стала верить в становление иммунитета. Реально до 4-х лет дети более подвержены всем ОРВИ. Поэтому родителям, ведущим детей в сад до 4-х лет, априори придётся запастись терпением на первый год.

Конечно, я слышала про исключения. Но это не мы. В момент больничного думаешь: «А может ну его, будем сидеть дома!» Но в те дни, когда появляется свободное время на себя – ловишь кайф. Вот он, конфликт. Как его разрешить, каждый сам решает для себя. Но то, что в наших руках мягкая адаптация ребёнка к первому государственному институту – это факт.

Конечно, Варя периодически говорит мне, что не хочет идти в сад. Я стараюсь найти мотивацию: предлагаю новую одежду, напоминаю про игрушки, говорю о том, что мама и папа завтра уйдут на работу и некому будет с ней посидеть и т.п. Срабатывает. Время после сада и в выходные мы максимально стараемся насытить общением, чтобы она не чувствовала дефицита родительского внимания.

В общем, мне кажется мы успешно преодолели этот новый виток родительского функционала, адаптации в детском саду. Желаю и вам успехов, осознанности и ресурса в этой непростой деятельности.


Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о