Пять ключевых потребностей ребёнка

Что нужно нашему малышу? Пять потребностей ребёнка

В этой статье я предлагаю Вам упорядоченный список того, в чём нуждается малыш с самого своего рождения и какие потребности ребёнка нужно удовлетворить. Ну и, пожалуй, до пенсии с лёгкими модификациями.

Когда Вы были беременными, задумывались ли о том, сколько всего нужно будет вашему крохе? Многим кажется, что первое время ребёнку нужен только уход: покормить, одеть, помыть, погулять. Но когда немного посидишь и подумаешь, почитаешь специальную литературу, написанную для будущих родителей, начинаешь понимать, что круг твоих обязанностей резко расширяется.

Физиологические потребности ребёнка

Поскольку именно их проще всего осознать для самих себя, с них и начнём.

Когда Вы помогаете своему ребёнку справляться с нуждами физиологии, Вы выращиваете его, как любое другое важное вам биологическое существо, например: любимую фиалку, котика, в котором души не чаете и т.п. Чтобы малыш прибавлял в килограммах и сантиметрах, чтобы хорошо функционировали его телесные и физиологические механизмы, ему, безусловно нужен элементарный уход.

В удовлетворение физиологических потребностей входит:

  • кормить;
  • отслеживать, чтобы было тепло;
  • бдить комфорт попы чтобы было сухо;
  • помогать уснуть;
  • следить за кожей, купать, обрабатывать;
  • способствовать преодолению болевых ощущений.

Потребность во впечатлениях

Малышу крайне важно, чтобы Вы знакомили его с тем миром, в который он пришёл. Задействуйте все сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестетический, вкусовой, обонятельный. До 5 месяцев ребёнок особенно открыт к восприятию разнообразных стимулов. После 5-ти его начнут интересовать именно действия с предметами, их функции, а не только свойства.

Итак, что предстоит делать:

  • петь песни, рассказывать стихи, играть на музыкальных инструментах (если умеете)
  • показывать погремушки и давать им звучать
  • гладить любимые ручки, ножки, попу и т.д., рассказывая про них
  • давать понюхать что-нибудь вкусненькое и не очень
  • давать облизывать то, что можно облизывать

и т.д.

Потребность в положительных эмоциях

По-умному это можно назвать «потребность в эмоциональном насыщении». Ребёнку жизненно важны Ваши эмоции. Выражение любви на Вашем лице и в голосе. Для того, чтобы мозг ребёнка развивался, малыш учился всему тому, что пригодится ему в жизни, нужно много эндорфинов. Помогаем ребёнку вырабатывать эти гормоны радости именно мы, родители.

Первые полгода вообще ключевой Вашей задачей будет «улыбнуть ребёнка». Т.е. максимально насытить положительными эмоциями Ваш контакт. За первые 6 месяцев ребёнок накапливает багаж уверенности в своих силах, чтобы потом вместе с ползанием стартануть в исследовании мира.

Что делать:

  • улыбаться при любом контакте. Стараемся делать это максимально искренне, если ресурсы на исходе, зовём того, кто может это осуществить.
  • Следить за предпочтениями малыша и делать то, что ему нравится.
  • Контейнировать эмоции. Читайте подборку книг для родителей и особенно Людмилу Петрановскую «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка».

Потребность в привязанности

Есть три ключевых составляющих этой потребности:

Забота / защита

Родители — гаранты защиты своего Чада от внешних и внутренних раздражителей.

  • болит живот – защити;
  • переутомился и устал – требуется забота;
  • подошла незнакомая тётя и напугала случайно – снова защитник нужен.

По большому счёту, список разного рода «угроз» нескончаем. Даже от самих себя, не дающих размазать кашу по столу, мы должны ребёнка оберегать. Точнее помочь пережить те эмоции, «виновниками» которых мы стали. Читай про контейнирование эмоций.

Поддержка инициативы ребёнка

Это про то, что важно уметь видеть проявления воли (инициативы) ребёнка и помогать их реализовывать.

Вот Вы уже 10 минут наблюдаете, как ваш малыш пытается перевернуться со спины на живот. Атмосфера накаляется, малыш начинает сокрушаться, что силёнок пока не хватает. Самое время Маме – самому первому и важному объекту привязанности, прийти на помощь. В ручку малыша она кладёт свой указательный палец, ладошку другой руки кладёт под стопы и помогает ребёнку совершить заветный поворот. Почувствуйте разницу! Она не берёт и не кладёт его на живот, она помогает сделать самому. И так во всем.

Важно уметь наблюдать за ребёнком, понимать его намерения. И в зависимости от тех правил, которые установлены в вашей семье, помогать реализовывать задуманное, либо ограничивать. Помним про контейнирование эмоций в этом случае.

Удовлетворение потребности в любви

Это выражается в двух аспектах.

Во-первых, родитель следит за тем, чтобы ребёнок не убился. Это надо взрослому. Создает безопасную среду или ходит по пятам или обзаводится обширной аптечкой и связями с докторами. Нет смысла вменять ребёнку лет до полутора, что он травмируется, если полезет со стула на подоконник. Просто будьте рядом.

Во-вторых, Вам важно научиться получать удовольствие от родительства, с интересом выполнять те функции, которые теперь на Вас возложены. Представьте ситуацию: человек, который Вам важен, всем своим видом транслирует, что занялся бы чем-то другим, вместо общения с Вами. Уверена, что вы почувствуете себя не уютно и возможно, разозлитесь, возможно, почувствуете себя виноватым и т.п. Про то, как же научиться получать удовольствие в роли мамы и папы читайте в статье «5 секретов счастливого материнства».

Потребность в общении

«Человеческий детёныш» — существо социальное. Я намеренно цитирую фразу из «Маугли», чтобы у вас в голове развернулся пример важности общения ребёнка с близкими ему людьми. Поскольку ребёнок – человек, ему требуется взаимодействие, общение с самого рождения, наряду с удовлетворением физиологических потребностей. Наши отечественные психологи впереди планеты всей. Изучили и рассказали, что же нужно делать.

Первые полгода самое важное для ребёнка – эмоционально–личностное общение. Те самые улыбки, о которых я уже писала. Слова мамы о том, какой он замечательный, умный, красивый, здоровый, обаятельный, очаровательный. Просьба продолжить список и накопать не менее 50 эпитетов. Как всем повезло, что он или она пришёл в нашу семью.

Насытившись этим в первые 6 месяцев, малыш с лёгкостью перейдёт на следующую стадию – ситуативно-делового общения. Где родитель уже будет выступать проводником в мир. Показывать и рассказывать, что можно сделать с предметами, быть образцом для подражания в социальных контактах и т.д. Успех во втором полугодии и далее в жизни гарантирован хорошим прохождением первого полугодия. Поэтому, дорогие родители, «залюбить» малыша в первые 6 месяцев нельзя. Делайте это от души, не стесняясь.

Итак, что делаем:

  • эмоционально-личностное общение (первые полгода), ситуативно – деловое – вторые полгода
  • комментирующая речь (по принципу чукчи, что видите, то и поёте. Это важно для формирования речи и снижения уровня тревоги малыша в незнакомом пока для него мире)
  • тактильный контакт (опять же особенно важен для деток первого года жизни, ну а уж если ваш – кинестетик, то и всю жизнь)

Заключение

Эти 5 пунктов исчерпывающе рассказывают Вам о том, для чего мы, родители, к ребёнку приставлены, что он от нас ждёт и обязательно вытребует. Поэтому не тормозите, какие-то вещи можете сразу предложить сами 😉 Ну или подождать и внимательно следить за инициативой вашего новорожденного или подросшего ребёнка.

И в качестве вывода, помните, родитель должен удовлетворять потребности ребёнка своевременно и качественно. Про это подробнее в статье «Хорошая ли я мама?«.


Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о