Полгода я собиралась написать эту заметку. Ловите новогодний подарок.
Спасибо маме маленького мальчика за фразу, обращенную к сыну:
Жалко в тексте я не могу передать интонации. Дорогие взрослые, вам все понятно?
Именно в тот момент, когда я случайно услышала эту фразу, идя вслед за мамой и сыном от остановки трамвая, пазл о манипуляциях в детско-родительских отношениях сложился.
Манипулируют не дети. Манипулируем мы, взрослые.
Что такое манипуляция?
Например:
— Получишь сладкое, когда съешь суп.
— Давай ты сначала уберешь игрушки, а потом будем смотреть мультики.
— Хорошая девочка делится своими игрушками.
Определений манипулирования я нагуглила очень много. Перенесу их сюда, чтобы вы окончательно задумались, употреблять ли этот термин по отношению к детям.
Манипулирование — скрытое (но я бы, пожалуй, сюда отнесла и открытое воздействие, как в примерах 1 и 2) управление человеком против его воли, приносящее инициатору одностороннее преимущество; использование кого-либо или чего-либо в своих — обычно неблаговидных – целях (Большой современный толковый словарь русского языка, 2012).
Манипуляция — коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия (Большой психологический словарь).
Не поняли с первого раза – перечитайте. Но вообще, осознайте, что это крайне сложное поведение, к которому ребёнок не способен. В силу своих возрастных особенностей. Лет до 14. Да и в подростковом возрасте ему нужно пройти ряд обучающих тренингов, чтобы стать искусным манипулятором. Взрослые, не льстите себе. Вами не манипулируют. Вы просто умудрились наформировать у своего ребенка тучу условных рефлексов, а потом нарекли это волшебной фразой «он нами манипулирует».
Как работает мозг ребенка?
Чтобы не быть голословной сейчас разложу все по полочкам. Как работает мозг ребенка. А соответственно и сам ребенок.
Отзеркаливание
С самого рождения у малыша работают зеркальные нейроны. Он повторяет вашу мимику, артикуляцию. Новорожденный уже способен скопировать лицо смотрящего на него взрослого. В 2 месяца он забавно повторит за вашими губами «агууу». А к году будет показывать, как катают машинку и расчёсываются. Все наше обучение строится на основе подражания. Спасибо мозгу, он даёт для этого базу в виде зеркальных нейронов. Поэтому всё, что делает ваш малыш – он подсмотрел у вас (или ближайшего окружения).
Условный рефлекс
Ребенок растет. Его поведение усложняется. Теперь он копирует не только вашу улыбку или хмурое выражение лица. Он фиксирует те реакции, которые вы ему подкрепили. Вернемся к примеру со снегом, который попробовал ребенок.
Есть факт поведения. Увещевания мамы на тему, что Дед Мороз и снег связаны, он не поймёт. Мальчику от силы года 3,5. Но угрозу в голосе мамы почувствует. И если мама еще несколько раз такой интонацией скажет про новогоднего волшебника, то ребенка вряд ли будет вдохновлять этот персонаж. Дед Мороз – стресс – кортизол. И снег он есть от этого тоже не перестанет.
Бурная эмоциональная реакция (битьё по губам, рукам, попе, повышение голоса и внимания к ребенку) означает для мозга следующее: «Обрати внимание. Именно это поведение надо фиксировать». Бах! Мы получили ребёнка-любителя полакомиться дарами зимы.
Важно игнорировать промахи ребёнка, а внимание акцентировать на адекватном поведении. Лепите снеговика и говорите: «Вот. Смотри какого замечательного Снеговика можно сделать из снега». Катайтесь весело с горки и обращайте внимание, что здорово, когда зимой есть снег, то можно так замечательно провести время. Подкрепите адекватные действия ребенка со снегом. А есть его он сам перестанет, убедившись, что тот холодный и не вкусный.
И уж точно Дед Мороз никак не карает тех, кто снег попробовал. Это манипуляция. Это вранье. Ведь подарок вы малышу все равно сделаете.
Волевое поведение
Возможно только при хорошо развитых лобных долях коры больших полушарий. Окончательно эта часть мозга дозревает аж к 25 годам. В 14 они начинают подключаться к функционированию организма и регуляции поведения. С этих пор человек сам может вырабатывать у себя условные рефлексы.
Сильным положительным подкреплением является похвала в социуме. Поэтому большинство млеет от вручения прилюдно грамот и благодарностей, похвальных листов и стремится продолжать, не останавливаться на достигнутом. А вот прилюдно поругать – будет являться отрицательным подкреплением. Поэтому отчихвостить хулигана на комиссии, при всем классе – значит посодействовать ему продолжать нежелательное поведение. Т.е. ругать следует только один на один.
Волевое поведение – очень сложная штука. Не каждый взрослый может им похвастаться, а уж что про детей говорить. В любом случае, если вы хотите что-то у себя сформировать, то нужно себя подкреплять. Ну и нейронные связи лучше образуются всё-таки при положительном подкреплении (сделать себе приятное, когда совершили что-то нужно-важно-героическое).
Вывод
То, что родители часто именуют «он нами манипулирует» — ни что иное, как просто проявленное право и запрос ребёнка на удовлетворение его потребностей. Нет там злого умысла, нет там сформулированной цели (т.к. лобные доли её не формулировали). Там есть базовые потребности: быть рядом с мамой (в безопасности), покушать, проявить активность (ориентировочный рефлекс), получить игрушку, т.к. она вызывает кучу положительных эмоций.
Поэтому каждый раз, когда вам кажется, что вами манипулируют, тестируйте себя на адекватность реальности.
Понятна ли Вам потребность ребёнка?
Можете ли вы ее удовлетворить? Да! Удовлетворяйте не мешкая.
Нет! Что Вам мешает? Ваши личные установки? Физическая невозможность? Нежелание? И т.д. Перестаньте уже клеймить детей манипуляторами, прикрывая за этим своё бессилие и неумение решать воспитательные задачи. Это я говорю в том числе и себе, как маме.